АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА СТУПЕНИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
15.01.2024
Спиридонов Е.Р.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
НА СТУПЕНИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Аннотация. В статье проводится анализ теоретических аспектов применения индивидуально-ориентированного подхода к построению содержания обучения старших школьников, соответствующего требованиям новой социокультурной ситуации, предъявляемым к формированию личности, обладающей способностью к максимальной реализации и развитию своего потенциала в постоянно изменяющейся внешней среде. В качестве основы данного подхода рассматривается индивидуализация обучения, предусматривающая реализацию образования старших школьников по индивидуальным образовательным траекториям в рамках индивидуального учебного плана, обеспечивающим индивидуальный темп и последовательность освоения обучающимися учебного материала. На основе проведенного анализа выделены средства индивидуализации обучения старших школьников, включающие дифференцированные задания, индивидуальные занятия, инновационные образовательные технологии, элективные курсы, профильное и модульное обучение, а также различные формы организации самостоятельной работы, включая исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Ключевые слова:старшие школьники, индивидуально-ориентированное образование, индивидуально-ориентированный подход, индивидуализация обучения, профильное обучение.
Текущая социокультурная и экономическая ситуация в России неизбежно влечет за собой качественные изменения действующей системы образования, ориентированные на создание условий для целостного и всестороннего развития личности, обладающей способностью к максимальной реализации и развитию своего потенциала в постоянно изменяющейся внешней среде [1; 2]. Выделенные изменения в свою очередь обуславливают необходимость пересмотра требований к содержанию, прежде всего, школьного обучения в сторону повышения его ориентации на индивидуальное развитие личности обучающихся, что выступает условием успешности формирования у них качеств, определяющих конкурентоспособность. При этом особую значимость индивидуализация образования приобретает на ступени старшей школы, закладывающей основы конкурентоспособности личности в виду того, что именно в данном возрасте формируется устойчивая потребность обучающихся в самореализации и саморазвитии, обусловленная их стремлением повышать достижения как в учебной, так и других видах деятельности.
По мнению Т.С. Макаровой, М.А. Молчановой и Е.А. Морозовой, индивидуально-ориентированный подход к образованию призван устранить существующие противоречия между требованиями ФГОС к результатам обучения школьников в средней общеобразовательной школе и сложившейся к настоящему времени практикой применения традиционных и инновационных средств обучения. Реализация обозначенной возможности заключается в индивидуализации содержания обучения с применением технологий, позволяющих обучать практически все категории обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей на основе личностно-ориентированного подхода [3, с. 20].
Индивидуализация обучения, с точки зрения И.С. Якиманской, предполагает построение индивидуальной траектории развития в двух разных направлениях: адаптивности к требованиям взрослых и креативности, позволяющей индивиду осуществлять поиск и выбор пути выхода из различных ситуаций с построением новой с опорой на уже имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы и действия [4]. А.В. Хуторской индивидуализацию обучения связывает с построением индивидуальной образовательной траектории, которая является ничем иным, как персональным и последовательно реализуемым путем раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося в процессе обучения [5].
Как отмечает Ф.М. Хубиева, индивидуализация обучения представляет собой организацию учебной работы, активизирующей каждого отдельного обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, оказывающих влияние на его учебную деятельность и ее результаты. Подобная система обучения призвана обеспечивать реализацию индивидуально-личностного подхода к каждому обучающемуся с целью целостного развития его личности на основе признания ее индивидуальности, а также способствовать мотивации и достижению успеха всеми обучающимися в учебной деятельности на основе динамики познавательных задач, осознания ими полноценности своей личности и доведения его до уровня самооценки [6, с. 394].
В исследованиях Т.А. Боровских индивидуализация обучения рассматривается как способ организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, способствующий максимальной реализации его потенциальных возможностей, предполагающий поощрение его индивидуальной избирательности и признающий существование индивидуально-специфических форм усвоения им учебного материала. Опираясь на данное определение индивидуализации обучения, Т.А. Боровских подчеркивает, что она предоставляет возможность осуществлять обучение в индивидуальном темпе, выбирать содержание обучения и последовательность изучения учебного материала, а также применять в учебной деятельности собственный познавательный стиль. В качестве основного средства реализации индивидуализации обучения ею выделяется построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с использованием проектных технологий, индивидуализированных домашних заданий, интерактивных форм обучения и профильного обучения [7, с. 15].
Под индивидуализацией обучения в условиях общеобразовательной школы О.В. Корягина понимает построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся, предусматривающей несколько направлений реализации, а именно [8, с. 21]:
1) содержательное, заключающееся в разработке вариативных учебных планов и образовательных программ, определяющих индивидуальный образовательный маршрут;
2) деятельностное, состоящее в использовании специальных педагогических технологий обучения;
3) процессуальное, подразумевающее организационный аспект.
На основании выделенных направлений О.В. Корягина подчеркивает, что индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, составляющего ее содержательный компонент, а также разработанного способа его реализации, выражающегося в технологии организации образовательного процесса, что отличает ее от последнего.
К способам индивидуализации обучения О.В. Корягиной относятся следующие [8, с. 21]:
групповая внутренняя (внутри класса) и внешняя (связанная с формированием постоянных или переменных по составу групп обучающихся) дифференциация обучения;
дифференциация обучения на индивидуальной основе, предоставляющая обучающимся возможность самостоятельно определять темп и уровень изучения учебного материала;
объединение обучающихся в группы на основе совместимых индивидуальных учебных программ, не задаваемых извне;
объединение обучающихся во временные микрогруппы на основе индивидуальных программ на время реализации фрагмента своей индивидуальной программы;
прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе с преобладанием высокой доли самостоятельной работы (например, как в Дальтон-плане);
индивидуальные занятия с одаренными обучающимися, реализуемые по индивидуальному плану;
самоопределение обучающихся в разнообразии образовательных пространств учебного, художественно-творческого, игрового, свободного характера, а также трудовой и социальной практик;
индивидуальные маршруты, реализуемые в рамках индивидуальных исследовательских и творческих проектов вне общих учебных занятий;
«продуктивное» обучение, предусматривающее обучение на основе индивидуального плана и заключающееся в самостоятельном выборе обучающимися содержания и форм своего образования (групповые, студийные занятия, самостоятельное обучение на основе собственных интересов);
обучение по индивидуальным программам (траекториям) без жесткой привязки обучающихся к каким-либо группам.
Изложенное выше позволяет констатировать, что переход к индивидуально-ориентированному образованию старших школьников в настоящее время является результатом происходящих изменений политических, экономических и социальных ориентиров общества, обуславливающих социальный заказ на формирование конкурентоспособной личности будущих выпускников общеобразовательной школы. Основу рассматриваемого подхода составляет индивидуализация обучения, под которой понимается определенный способ организации учебного процесса, направленный на целостное развитие личностного потенциала обучающихся путем учета их индивидуальных интересов, потребностей и возможностей. Последнее в свою очередь предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий старших школьников, обеспечивающих индивидуальный темп их обучения в рамках реализации индивидуальных учебных планов средствами дифференцированных заданий, индивидуальных занятий, инновационных образовательных технологий, в том числе проектных, интерактивных форм, элективных курсов, профильного и модульного обучения, а также за счет увеличения доли различных форм организации самостоятельной работы, включая исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Библиографический список
1. Левинтов А.Е. Образование развития (гипотеза) // Libri Magistri. 2020. №1 (11). С. 96-108.
2. Saigushev N.Ya., Nazarova O.L., Rudakova S.V., Litovskaya Yu.V., Yakovleva L.A., Mikhina O.V. Self-actualization as the necessary precondition for professional becoming of students of humanities university // Política e Gestão Educacional. – 2022. – Vol. 26, No. S5. – P. 17418.
3. Макарова Т.С., Молчанова М.А., Морозова Е.А. Проектирование индивидуально-ориентированных образовательных маршрутов иноязычного образования // Научное мнение. 2020. № 7-8. С. 19-22.
4. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-67.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособ. для учителя. М.: Издательство Владос-Пресс, 2005. 383 с.
6. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. 2014. № 4. С. 390-394.
7. Боровских Т.А. Индивидуализация обучения школьников средствами образовательных технологий в условиях классно-урочной системы (на примере обучения химии): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2011. 48 с.
8. Корягина О.В. Индивидуализация обучения в условиях общеобразовательной школы // The Scientific Heritage. 2019. № 42-4 (42). С. 20-22.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
НА СТУПЕНИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Аннотация. В статье проводится анализ теоретических аспектов применения индивидуально-ориентированного подхода к построению содержания обучения старших школьников, соответствующего требованиям новой социокультурной ситуации, предъявляемым к формированию личности, обладающей способностью к максимальной реализации и развитию своего потенциала в постоянно изменяющейся внешней среде. В качестве основы данного подхода рассматривается индивидуализация обучения, предусматривающая реализацию образования старших школьников по индивидуальным образовательным траекториям в рамках индивидуального учебного плана, обеспечивающим индивидуальный темп и последовательность освоения обучающимися учебного материала. На основе проведенного анализа выделены средства индивидуализации обучения старших школьников, включающие дифференцированные задания, индивидуальные занятия, инновационные образовательные технологии, элективные курсы, профильное и модульное обучение, а также различные формы организации самостоятельной работы, включая исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Ключевые слова:старшие школьники, индивидуально-ориентированное образование, индивидуально-ориентированный подход, индивидуализация обучения, профильное обучение.
Текущая социокультурная и экономическая ситуация в России неизбежно влечет за собой качественные изменения действующей системы образования, ориентированные на создание условий для целостного и всестороннего развития личности, обладающей способностью к максимальной реализации и развитию своего потенциала в постоянно изменяющейся внешней среде [1; 2]. Выделенные изменения в свою очередь обуславливают необходимость пересмотра требований к содержанию, прежде всего, школьного обучения в сторону повышения его ориентации на индивидуальное развитие личности обучающихся, что выступает условием успешности формирования у них качеств, определяющих конкурентоспособность. При этом особую значимость индивидуализация образования приобретает на ступени старшей школы, закладывающей основы конкурентоспособности личности в виду того, что именно в данном возрасте формируется устойчивая потребность обучающихся в самореализации и саморазвитии, обусловленная их стремлением повышать достижения как в учебной, так и других видах деятельности.
По мнению Т.С. Макаровой, М.А. Молчановой и Е.А. Морозовой, индивидуально-ориентированный подход к образованию призван устранить существующие противоречия между требованиями ФГОС к результатам обучения школьников в средней общеобразовательной школе и сложившейся к настоящему времени практикой применения традиционных и инновационных средств обучения. Реализация обозначенной возможности заключается в индивидуализации содержания обучения с применением технологий, позволяющих обучать практически все категории обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей на основе личностно-ориентированного подхода [3, с. 20].
Индивидуализация обучения, с точки зрения И.С. Якиманской, предполагает построение индивидуальной траектории развития в двух разных направлениях: адаптивности к требованиям взрослых и креативности, позволяющей индивиду осуществлять поиск и выбор пути выхода из различных ситуаций с построением новой с опорой на уже имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы и действия [4]. А.В. Хуторской индивидуализацию обучения связывает с построением индивидуальной образовательной траектории, которая является ничем иным, как персональным и последовательно реализуемым путем раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося в процессе обучения [5].
Как отмечает Ф.М. Хубиева, индивидуализация обучения представляет собой организацию учебной работы, активизирующей каждого отдельного обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, оказывающих влияние на его учебную деятельность и ее результаты. Подобная система обучения призвана обеспечивать реализацию индивидуально-личностного подхода к каждому обучающемуся с целью целостного развития его личности на основе признания ее индивидуальности, а также способствовать мотивации и достижению успеха всеми обучающимися в учебной деятельности на основе динамики познавательных задач, осознания ими полноценности своей личности и доведения его до уровня самооценки [6, с. 394].
В исследованиях Т.А. Боровских индивидуализация обучения рассматривается как способ организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, способствующий максимальной реализации его потенциальных возможностей, предполагающий поощрение его индивидуальной избирательности и признающий существование индивидуально-специфических форм усвоения им учебного материала. Опираясь на данное определение индивидуализации обучения, Т.А. Боровских подчеркивает, что она предоставляет возможность осуществлять обучение в индивидуальном темпе, выбирать содержание обучения и последовательность изучения учебного материала, а также применять в учебной деятельности собственный познавательный стиль. В качестве основного средства реализации индивидуализации обучения ею выделяется построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с использованием проектных технологий, индивидуализированных домашних заданий, интерактивных форм обучения и профильного обучения [7, с. 15].
Под индивидуализацией обучения в условиях общеобразовательной школы О.В. Корягина понимает построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся, предусматривающей несколько направлений реализации, а именно [8, с. 21]:
1) содержательное, заключающееся в разработке вариативных учебных планов и образовательных программ, определяющих индивидуальный образовательный маршрут;
2) деятельностное, состоящее в использовании специальных педагогических технологий обучения;
3) процессуальное, подразумевающее организационный аспект.
На основании выделенных направлений О.В. Корягина подчеркивает, что индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, составляющего ее содержательный компонент, а также разработанного способа его реализации, выражающегося в технологии организации образовательного процесса, что отличает ее от последнего.
К способам индивидуализации обучения О.В. Корягиной относятся следующие [8, с. 21]:
групповая внутренняя (внутри класса) и внешняя (связанная с формированием постоянных или переменных по составу групп обучающихся) дифференциация обучения;
дифференциация обучения на индивидуальной основе, предоставляющая обучающимся возможность самостоятельно определять темп и уровень изучения учебного материала;
объединение обучающихся в группы на основе совместимых индивидуальных учебных программ, не задаваемых извне;
объединение обучающихся во временные микрогруппы на основе индивидуальных программ на время реализации фрагмента своей индивидуальной программы;
прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе с преобладанием высокой доли самостоятельной работы (например, как в Дальтон-плане);
индивидуальные занятия с одаренными обучающимися, реализуемые по индивидуальному плану;
самоопределение обучающихся в разнообразии образовательных пространств учебного, художественно-творческого, игрового, свободного характера, а также трудовой и социальной практик;
индивидуальные маршруты, реализуемые в рамках индивидуальных исследовательских и творческих проектов вне общих учебных занятий;
«продуктивное» обучение, предусматривающее обучение на основе индивидуального плана и заключающееся в самостоятельном выборе обучающимися содержания и форм своего образования (групповые, студийные занятия, самостоятельное обучение на основе собственных интересов);
обучение по индивидуальным программам (траекториям) без жесткой привязки обучающихся к каким-либо группам.
Изложенное выше позволяет констатировать, что переход к индивидуально-ориентированному образованию старших школьников в настоящее время является результатом происходящих изменений политических, экономических и социальных ориентиров общества, обуславливающих социальный заказ на формирование конкурентоспособной личности будущих выпускников общеобразовательной школы. Основу рассматриваемого подхода составляет индивидуализация обучения, под которой понимается определенный способ организации учебного процесса, направленный на целостное развитие личностного потенциала обучающихся путем учета их индивидуальных интересов, потребностей и возможностей. Последнее в свою очередь предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий старших школьников, обеспечивающих индивидуальный темп их обучения в рамках реализации индивидуальных учебных планов средствами дифференцированных заданий, индивидуальных занятий, инновационных образовательных технологий, в том числе проектных, интерактивных форм, элективных курсов, профильного и модульного обучения, а также за счет увеличения доли различных форм организации самостоятельной работы, включая исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Библиографический список
1. Левинтов А.Е. Образование развития (гипотеза) // Libri Magistri. 2020. №1 (11). С. 96-108.
2. Saigushev N.Ya., Nazarova O.L., Rudakova S.V., Litovskaya Yu.V., Yakovleva L.A., Mikhina O.V. Self-actualization as the necessary precondition for professional becoming of students of humanities university // Política e Gestão Educacional. – 2022. – Vol. 26, No. S5. – P. 17418.
3. Макарова Т.С., Молчанова М.А., Морозова Е.А. Проектирование индивидуально-ориентированных образовательных маршрутов иноязычного образования // Научное мнение. 2020. № 7-8. С. 19-22.
4. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-67.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособ. для учителя. М.: Издательство Владос-Пресс, 2005. 383 с.
6. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. 2014. № 4. С. 390-394.
7. Боровских Т.А. Индивидуализация обучения школьников средствами образовательных технологий в условиях классно-урочной системы (на примере обучения химии): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2011. 48 с.
8. Корягина О.В. Индивидуализация обучения в условиях общеобразовательной школы // The Scientific Heritage. 2019. № 42-4 (42). С. 20-22.