Задать вопрос
Статьи

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

29.12.2024
УДК 748
Серафимова Л. И.,
Институт культуры и искусств ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет», г. Скадовск
Семиониди Е. И.,
Институт культуры и искусств ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет», г. Скадовск
Веселова Е. Л.,
Гуманитарно-педагогическая академия «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
В СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации досуга совре-менной молодежи и наиболее успешные проекты, направленные на решение проблем сельской молодежи, особую роль отводят к формированию культурного, духовного и физического здоровья молодого поколения, а также воспитания нового типа людей, активно действующих, самостоятельно мыслящих и обладающих культурным, творческим, интеллектуальным потенциалом. Процесс досуговой деятельности важен для духовного, гармоничного обогащения личности, ее самоорганизации. Социум требует новых технологий в деятельности большинства социальных институтов, которые взаимодействуют с детьми и молодежью, так как на сегодняшний день проблема социальной и индивидуальной адаптации детей и молодежи крайне актуальна из-за ускорения темпа жизни. Работа специалистов, взаимодействующих с детьми и молодежью, должна быть нацелена на то, чтобы привить молодежи стремление к познанию культуры, существующей не только для того, чтобы изучать её, а прежде всего для реализации личности в ней. Задача педагогов, особенно в условиях смены ценностных ориентаций, когда у многих молодых людей отсутствуют ценностные ориентиры, мотивация к культурному развитию прививать молодежи ценности, которые способствуют развитию и совершенствованию личности. Важнейшим из вопросов деятельности культурно-досуговых учреждений является организация досуга молодых людей.
Ключевые слова: проекты, молодежь, проблемы, культурно-патриотическое направле-ние, культурные ценности, досуговая деятельность, интеллектуальный потенциал.
ANALYSIS OF THE SOCIO-CULTURAL NEEDS OF YOUNG
PEOPLE IN THE SPHERE OF CULTURAL SPACE
Abstract. The article examines the features of leisure activities of modern rural youth and the most successful projects aimed at solving the problems of rural youth, а special role is assigned to the formation of cultural, spiritual and physical health of the younger generation, as well as the education of a new type of people who are active, independent-minded and have cultural, creative, intellectual potential. The process of leisure activities is important for the spiritual, harmonious enrichment of the personality, its self-organization. Society requires new technologies in the activities of most social institutions that interact with children and youth, since today the problem of social and individual adaptation of children and youth is extremely relevant due to the acceleration of the pace of life. The work of specialists interacting with children and youth should be aimed at instilling in young people the desire to learn about culture, which exists not only to study it, but above all to realize the personality in it. The task of teachers, especially in conditions of changing value orientations, when many young people lack value orientations, motivation for cultural development, to instill in young people values that contribute to the development and improvement of personality. The most important issue in the activities of cultural and leisure institutions is the organization of leisure activities for young people.
Keywords: projects, youth, problems, cultural and patriotic direction, cultural values, leisure activities, intellectual potential.

Основной проблемой качественной модели досуга молодежи и студентов является проблема воспитания культуры досугового выбора молодого человека. В рамках качест-венной модели свободного времени важен учет таких субъективных факторов досуговой деятельности, как выбор молодым человеком (группой) определенного содержания и структуры досуговых предпочтений. Например, она объективно различна в мегаполисе, крупном городе, селе, поселке или малом городе. Сейчас в социуме перемен в культур-ной жизни страны наблюдается интерес к развитию нравственной устойчивости лично-сти, ее способности к духовному развитию, к способности к сохранению национальных ценностей. Именно поэтому особое значение и особую роль отводят к формированию культурного, духовного и физического здоровья молодого поколения, а также воспита-ния нового типа людей, активно действующих, самостоятельно мыслящих и обладающих культурным, творческим, интеллектуальным потенциалом.
В наше время современные процессы урбанизации ведут к расширению площади городских агломераций, росту их численности, происходит это за счет жителей малых городов и сельских территорий. При этом сохранение сельских территорий и социума, их развитие является одной из задач, заявляемых Правительством Российской Федерации. В России разработана и в 2015 г. принята «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». Основными целями данной стратегии являются: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общественно значимых функций и решения задач территориального развития, а также обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения ми-грационного оттока населения [1, с. 2].
В настоящее время социокультурное положение характеризуется множеством отри-цательных факторов, которые образовались в области духовной жизни – потерей моло-дежи и взрослых, значительным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Молодежь – динамично развивающаяся социально-демографическая группа, занимающая важное место в социальной структуре общества, – с одной стороны насле-дует и умножает опыт предшествующих поколений на каждом этапе его развития, с дру-гой, – активно участвует в совершенствовании общественных отношений. Она является основным источником пополнения трудовых ресурсов, находится на том уровне творче-ской, интеллектуальной, профессиональной активности, который отличает ее от других социально-демографических групп. Произошедшие в России в 1990-е и последующие годы перемены затронули практически все социальные группы, в том числе молодежь.
Претерпела изменения ее территориально-поселенческая структура, сфера занято-сти, социальные и духовно-нравственные основы жизнедеятельности. Обострились про-блемы труда и досуга молодежи, особенно той ее части, которая проживает в сельской местности. Неслучайно досуг сельской молодежи на современном этапе развития российского общества приобрел статус первоочередной научной проблемы. Исследование досуга сельской молодежи обусловлено, прежде всего, тем, что он является неотъемлемой частью жизни современного человека, предполагает возможность его социализации, самосовершенствования, культурного и интеллектуального развития. Процесс досуговой деятельности важен для духовного, гармоничного обогащения личности, ее самоорганизации.
Социальное воспитание молодых людей, их творческое, интеллектуальное развитие осуществляется не только в процессе учебной и трудовой деятельности, но и во время досуга. К тому же молодежь является именно той социальной группой, которая больше, чем другие, располагает свободным временем [2, с. 84]. Сложившееся многообразие культур усложнило структуру досуга и создало множество форм и видов досуговой дея-тельности. Современные формы досуга отражают не только возрастные особенности мо-лодежи, но и социальную дифференциацию, специфику социокультурной среды, уровень жизни молодых людей.
Необходимо отметить, что современное село характеризуется кризисным состояни-ем производственной и социальной сфер, низким уровнем жизни населения, территори-альной изолированностью, удаленностью от культурных центров, отсутствием разнооб-разия возможностей в проведении досуга, недостаточным развитием инфраструктуры досуговых центров, призванных реализовать творческий потенциал молодых людей. Вследствие этого досуговые предпочтения молодежи села существенно ограничены и разнятся с предпочтениями городской молодежи. Перечисленные факторы определяют наличие проблемы в данной области и высокую актуальность проведения исследования.
Изучить досуг современной сельской молодежи, ее основные предпочтения, значит понять ее жизненные приоритеты, ценности, позиции, взгляды и идеи. Социум требует новых технологий в деятельности большинства социальных институтов, которые взаи-модействуют с детьми и молодежью, так как на сегодняшний день проблема социальной и индивидуальной адаптации детей и молодежи крайне актуальна из-за ускорения темпа жизни. Работа специалистов, взаимодействующих с детьми и молодежью, должна быть нацелена на то, чтобы привить молодежи стремление к познанию культуры, существую-щей не только для того, чтобы изучать её, а прежде всего для реализации личности в ней.
Культура – превосходное средство для реализации и самосовершенствования инди-вида. Человек становится личностью, когда приобщается к культуре, духовным ценно-стям, обеспечивающим состояние гармонии, его приобщённость к жизни общества. Зада-ча педагогов, особенно в условиях смены ценностных ориентаций, когда у многих моло-дых людей отсутствуют ценностные ориентиры, мотивация к культурному развитию прививать молодежи ценности, которые способствуют развитию и совершенствованию личности. Важнейшим из вопросов деятельности культурно-досуговых учреждений яв-ляется организация досуга молодых людей. В связи с социально-экономическими труд-ностями общества, высоким уровнем безработицы, отсутствием соответствующего коли-чества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга моло-дежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, начинает-ся формирование внеинституциональных форм досуга молодежи.
Свободное время важнейший этап развития личности человека. Оно оказывает влияние и на его производственно-трудовую область деятельности, так как именно в сво-бодное время протекают рекреационно-восстановительные процессы, которые помогают снять интенсивные физические и психологические нагрузки. То, как молодежь использу-ет свое свободное время, дает оценку уровню ее культуры, сферы духовных потребно-стей и увлечений конкретного молодого человека или социальной группы [2, с. 85]. Практический опыт молодежного досуга демонстрирует, что самыми привлекательными видами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток шоу, но всё же, не всегда куль-турно-досуговые центры выстраивают свою деятельность, исходя из увлечений молоде-жи. Стоит не только знать нынешние культурные интересы молодых людей, предугады-вать их видоизменение, а также стремительно проявлять реакцию на них, предлагать но-вые формы и виды досуговой деятельности.
В современной социально-экономической ситуации стоит наиболее полноценно и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени молодежи. Необходимо расширять традиционные направления, так как досуг является не только временем отдыха, но и сферой развития, реализации творческих способностей и свободное общение с разными людьми. На сегодняшний день необходимо дать молодым людям понимание роли досуга и показать актуальность содержательного его проведения.
Итак, исходя из предыдущих аргументов, можно утверждать, что досуг – является важнейшей частью жизни любого человека, а особенно молодого человека, которому постоянно требуется развитие и поиск собственного «Я». Актуальность темы состоит в том, что досуг для нынешней молодежи является одной из основных ценностей, в данной сфере реализуются многие социокультурные потребности молодежи. В сфере досуга у молодого человека есть возможность проявить себя, показать индивидуальность, раскрыть творческий потенциал.
Актуальность темы досуга молодежи определена тем, что молодые люди, свое сво-бодное время проводят в группах ровесников, где складывается особая молодежная суб-культура, которая оказывает непосредственное влияние на формирование и личностный рост молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Молодежь вы-полняет важную роль в социально-экономическом развитии сельских территорий, имен-но поэтому изучение различных проблем современной сельской молодежи стало особен-но актуально в последние десятилетия. Появляется большое количество российских ис-следований, посвященных вопросам миграции сельской молодежи, анализу образа жизни сельской молодежи, выявлению ценностных ориентаций и предпочтений молодежи, раз-нообразным формам и особенностям ее досуга. Конечно же, все понимают, что сельская молодежь – это особая социально-демографическая группа, имеющая свою специфику и довольно заметно отличающаяся от других групп молодежи.
Следовательно, изучая и рассматривая создавшуюся ситуацию, российские ученые выявляют несколько особенностей досуга современной сельской молодежи это: пассив-ность отдыха, потребительское отношение к досуговой деятельности, т.к. многие счита-ют, что организовать свободное время молодежи должен кто-то другой, главная ценность – материальный достаток, следовательно, неудовлетворенность проведением своего досуга сельская молодежь связывает с низкими материальными возможностями (нет средств оплатить развлекательные услуги, поездки в город для развлечения, посещение кинотеатров, фитнес-залов и т.д.), отчужденность от классических объектов инфраструктуры досуга на селе (домов культуры, сельских библиотек и т. д.), преобладание форм домашнего, простого досуга, отсутствие возможности самореализации, творческого самовыражения (часть молодежи подвержена влиянию негативных элементов массовой культуры, обособленность от внешней среды, зави-симость от социальных условий места проживания, низкий уровень развития социальной и культурной инфраструктуры.
Наш опыт взаимодействия с молодежью показал, что например, отчужденность от классических объектов инфраструктуры досуга может быть преодолена путем активного включения неформальных молодежных групп в формирование досуговой программы местного Дома культуры, а также репозиционирования таких объектов за счет проектирования в них новых пространств, интересных и полезных для молодежных со-обществ.
В настоящее время очень активно реализуются проекты для сельской молодежи по следующим направлениям: развитие сельских территорий (проект «Спорт на селе» и проект по развитию сельских инициатив «Свое дело в селе – смело!»), самореализация молодежи (образовательный интенсив «Молодые лидеры села», международная бизнес-игра «Начинающий фермер», проект «Агро Профи», проектные офисы по реализации гражданских инициатив на селе, проект «Мастерская развития сельских территорий», проект «Копилка реальных дел»), культурно-патриотическое направление (проекты «Моя малая родина», «Соль земли», «Культурно-историческое наследие села», сетевая акция «Подвиг села – Герои труда»).
Участие в этих проектах способно разнообразить досуг сельской молодежи, а также способствовать ее приобщению к общим культурным ценностям. Однако, как показывает опыт, необходимо повышать информированность сельской молодежи о проектах соци-ально-культурного формата. Целесообразным было бы появление представителей орга-низации в каждом муниципалитете, в который включены сельские территории для акти-визации продвижения культурных платформ. Также и другие общественные организации должны участвовать в решении проблем сельской молодежи и развитии местных моло-дежных сообществ. Конечно, наиболее перспективными должны стать проекты создания точек развития сельской молодежи (ресурсные центры, центры компетенций), а также образовательные проекты, направленные на выявление активных молодых сельских жи-телей и/или создание конкретных продуктов и практик, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
На платформах молодежных ресурсных центров организованы рабочие пространства, где специалисты обучают молодежь основам работы с современным про-граммным обеспечением [3, с. 543]. В ходе реализации проектов, полученные навыки дают возможность молодым людям получать дополнительный доход, занимаясь изготовлением видеороликов, презентаций, а также фото и видеосъемки, центр компетенции сельской молодежи, это место для общения молодежи с волонтерами и представителями органов местного самоуправления, известными общественно-политическими деятелями, успешными представителями бизнеса. Ежемесячно проводить встречи на различных площадках, где можно пообщаться «на равных» и задать свои вопросы. В рамках деятельности центра планировать серия выездов в районы с обучающими мероприятиями для молодежи и круглыми столами с участием всех заинтересованных лиц молодежного сектора.
Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской сельской молодежи требует глубокого научного осмысления. Степень разработанности проблемы [4, с. 91]. На современном этапе осуществляется множество научных исследований, посвященных изучению досуга сельской молодежи, его особенностей в современных условиях, что является знаковым доводом для дальнейших исследований и внедрений интеллектуально-творческих проектных платформ культурного пространства.
Список литературы
1. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Россий-ской Федерации на период до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/16757/ (дата об-ращения: 10.10.2021).
2. Серафимова, Л. И., Шкиль Е. В. Анализ трансформации подходов музыкального воспитания через различные культурные эпохи // Интерпретация народного культурного наследия в современном творческом пространстве: историко-христианский контекст (па-мяти профессора О. В. Мишукова) : Всероссийская научно-практическая конференция. Краснодар, 2023. С. 82-90.
3. Серафимова, Л. И., Чайка Н. М., Лаба А. А. Анализ потребности информацион-ных нанотехнологий в высших учебных заведениях как фактора повышения качества об-разования // Институциональные тренды обеспечения качества жизни населения сельских территорий : матер. VII междунар. науч.-практ. конф. (памяти заслуженного деятеля науки РФ, профессора Багмута А. А.), Краснодар, 16 ноября 2023 года. Краснодар : ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2023. С. 541–545.
4. Социально-экономическая парадигма развития России в условиях нестабильной внешней среды : коллективная монография. Кубанский государственный технологиче-ский университет, Краснодарский центр научно-технической информации. Краснодар, 2024. С. 80–92.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.