Задать вопрос
Статьи

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

29.12.2024
УДК 376
Саранча С. Б., Кувшинова И. А.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития мелкой моторики у де-тей дошкольного возраста. Авторы акцентируют внимание на том, что развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В статье приводятся игры и упражнения, задания. Обращается внимание на необходимость регулярных занятий. В группе риска находятся дети с перинатальной патологией, недоношенностью, перенесшие нейроинфекцию, черепно-мозговую травму, травму рук, нарушения зрения, с речевой патологией, с умственной отсталостью, психическими заболеваниями. В заключение статьи авторами сформулирован вывод о роли развития мелкой моторики в дошкольном возрасте как значимом условии успешного речевого развития воспитанников и подготовки их к дальнейшему школьному обучению.
Ключевые слова: мелкая моторика, дети дошкольного возраста, условия речевого раз-вития, речь, развитие тонкой моторики, дети раннего возраста.
RELEVANCE OF FINE MOTOR SKILLS DEVELOPMENT IN EARLY CHILDREN
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of fine motor skills development in pre-school children. The authors emphasize that the development of fine motor skills of the hands and fingers has a beneficial effect not only on the development of speech and its functions, but also on the mental development of the child. The article provides games and exercises, tasks. Attention is drawn to the need for regular classes. At risk are children with perinatal pathology, prematurity, those who have suffered neuroinfection, traumatic brain injury, hand injury, visual impairment, with speech pathology, with mental retardation, mental illness. In conclusion, the authors formulated a conclusion about the role of fine motor skills development in preschool age as a significant condition for the successful speech development of pupils and their preparation for further school education.
Keywords: fine motor skills, preschool children, conditions of speech development, speech, development of fine motor skills, young children.

Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального раз-вития ребенка играет развитая мелкая моторика. С. В. Глушакова пишет, что развитая мелкая моторика влияет на различные психические функции и свойства сознания, такие как внимание, мышление, речь, воображение, координация (оптико-пространственное восприятие), наблюдательность, двигательная и зрительная память [1].
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной дея-тельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, за-долго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Функция человече-ской руки уникальная и универсальна. Е. С. Дудник отмечает, то В. И. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляют его развиваться» [2].
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимо-сти от степени сформированности движений тонких пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть основания рассматривать кисть руки как «орган речи» – такой же, как артикуляционный аппарат [3]. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи [4].
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ре-бенка. Например, в Японии целенаправленная тренировка рук у детей в детских садах проводится с двухлетнего возраста, а в семьях пальчики детей развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию моторики нужно с самого раннего возраста. Грудно-му младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем школьном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотвор-ным текстом, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста будут полезны сле-дующие игры и упражнения, которые разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать.
Массаж – мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладош-ки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Это полезное занятие активизирует ре-чевые центры мозга, имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и кон-такт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает хорошие результаты.
Лепка из разных материалов (тесто, пластилин, глина, кинетический песок). Кроме очевидного творческого самовыражения ребенок развивает гибкость и подвижность пальцев, это также способствует развитию речи.
Фасолевые ванны – в миску или коробку насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и перемешать. Ребенок запускает руки в коробку и выискивает игрушки. Игры с крупами – ребенок перебирает в разных емкостях перемешанные фасоль и горох, а затем и более мелкие крупы. Игры с мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. Игры с веревочками отлично подходят для развития мелкой моторики. Их можно использовать для развязывания и завязывания узелков, плетения косичек.
Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка с использова-нием бумаги. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки. Затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая в воздух. После активной фазы игры можно попросить малышей помочь собрать все кусочки. Далее эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. Можно также снимать и разглаживать листы бума-ги, складывать оригами.
Пальчиковая гимнастика – это не только хороший способ развлечь малыша, пооб-щаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Например, игра «Сорока-ворона» способствует не только развитию мелкой моторики, но это еще и мини-спектакль, который развивает воображение и подходит для совместной деятельности родителей и малышей.
Чаще всего в пальчиковые игры играю с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше 3 лет. Как правило, они делятся от самых простых игр до игр по сложнее, где ребенку самому предлагается выучить стихотворение. Главное, в этой методике – не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его. Объяснить, что бу-дет происходить, в доступной для ребенка форме. Не следует перегружать ребенка игра-ми – одной-двух игр в день вполне достаточно.
Рисование, держание кисточек и карандашей в руках – отличный способ развития моторики. Заданий и упражнений на развитие мелкой моторики существует большое многообразие. В процессе занятия с ребенком следует учитывать его настрой и самочув-ствие. Если ребенок болеет, капризничает, плохо себя чувствует, занятия пользы не при-несут. Гимнастика должна быть регулярной, но процесс не должен стать обязательством для малыша. Занятия рекомендуется проводить после дневного сна.
Обследование тонкой моторики у детей проводят специалисты. В группе риска раз-личных нарушений находятся дети с перинатальной патологией, недоношенностью, пе-ренесшие нейроинфекцию, черепно-мозговую травму, травму рук, нарушения зрения, с речевой патологией, с умственной отсталостью, психическими заболеваниями. При рабо-те с такими детьми следует учитывать особенности их болезни [5].
Таким образом, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является значи-мым условием успешного речевого развития воспитанников и подготовки их к дальней-шему школьному обучению.
Список литературы
1. Глушакова С. В. Современные логопедические технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ (из опыта работы). URL:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/05/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-rabote-uchitelya-logopeda (дата обращения: 17.09.2024).
2. Дудник Е. С. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. URL: https://ясли4.рф/wp-content/uploads/2014/11/Развитие-мелкой-моторики-у-детей-раннего-возраста..pdf (дата обращения : 17.09.2024).
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва : Просвещение, 1973. 471 с. 4. Кувшинова И. А. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем : учебное по-собие. МГТУ. Магнитогорск : МГТУ, 2016. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32681348 (дата обращения: 17.09.2024).
5. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возрас-та. Санкт Петербург : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. 144 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.