АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
29.12.2024
УДК 159.9
Таран Н. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы классификации проективных мето-дов, их преимущества перед другими психологическими инструментами. Проективный метод, представляет собой способ исследования личности, основанный на феномене проекции, и заключающийся в создании экспериментальной ситуации с предоставлением стимульного материала, моделирующего ту или иную жизненную ситуацию, отличающегося множеством возможных трактовок. Каждая из этих интерпретаций позволяет раскрыть индивидуальность личности, проанализировать систему личностных качеств и смыслов. Особенность и преимущество проектных методов в психологической работе с подростками. Значительный интерес в совре-менной психологии представляют метафорические ассоциативные карты (МАК), особенности работы, как с подростками, так и с взрослыми. Феномен сложности вербальных метафор становится не только предметом лингвистических исследований, но и важной темой для педагогики, психологии и развития.
Ключевые слова: проективные методы, метафорические ассоциативные карты, подростки, метафора.
RELEVANCE OF PROJECTIVE METHODS IN PSYCHOLOGICAL COUNSELING
Abstract: The article discusses the classification of projective methods, their advantages over other psychological tools. The projective method is a method of personality research based on the phenomenon of projection and consists in creating an experimental situation with the provision of stimulus material that models a particular life situation, differing in many possible interpretations. Each of these interpretations allows you to reveal the individuality of a person, analyze the system of personal qualities and meanings. The peculiarity and advantage of project methods in psychological work with adolescents. Metaphorical associative maps (MAC), the peculiarities of working with both adolescents and adults, are of considerable interest in modern psychology. The phenomenon of the complexity of verbal metaphors is becoming not only the subject of linguistic research, but also an important topic for pedagogy, psychology and development.
Keywords: projective methods, metaphorical associative maps, teenagers, metaphor.
В связи с возрастающей потребностью в повышении эффективности психологиче-ской помощи стали широко использоваться проективные методики. Однако не всегда их применение выполняет задачи конкретного исследования, а получаемые результаты ин-терпретируются в категориях, адекватных представлениями о личности, сложившимся в психологии. Отсюда следует, что прямое заимствование зарубежных методов личност-ной диагностики без критического осознания их теоретической базы может повлечь за собой серьёзные трудности как теоретического, так и практического характера. Всё это обусловливает необходимость длительного и кропотливого труда по разработке теории проективного метода на основе положений психологии. Первые шаги в этом направле-нии, как считают Г. М. Исмаилова, И. С. Стеблецова, Т. А. Адильжанов, предполагают, во-первых, соотнесение принципов и понятий, образующих категориальный аппарат проективного метода с соответствующими им концепциями личности; во-вторых, вычле-нение той психологической реальности, которая в рамках данной концепции выступает объектом проективного метода; и, наконец, в-третьих, категоризацию этого объекта в понятиях, разработанных в психологии [6]. Следовательно, очень важно подобрать для подростка такую методику, которая окажется действенной именно для него.
Проективные методы исследования личности уже не одно десятилетие вызывают особый интерес как профессионалов в области психологии, так и простых обывателей. Зародившаяся еще в начале XX в. проективная психодиагностика, не потеряла своей ак-туальности до настоящего времени. Но в чем именно заключается привлекательность данного инструмента?
Термином «проекция», дословно переводимым с латыни как «выбрасывание впе-ред», принято обозначать осознанный или бессознательный перенос субъектом собст-венных переживаний, характеристик и качеств на внешние объекты. Проективный метод, в свою очередь, представляет собой способ исследования личности, основанный на фе-номене проекции, и заключающийся в создании экспериментальной ситуации с предос-тавлением стимульного материала, моделирующего ту или иную жизненную ситуацию, отличающегося множеством возможных трактовок. Каждая из этих интерпретаций по-зволяет раскрыть индивидуальность личности, проанализировать систему личностных качеств и смыслов.
Все многообразие проективных техник П. К. Обухова, О. В Кожевникова предлага-ют подразделять на семь групп:
– конститутивные, предполагающие структурирование и оформление стимула, при-дание ему смысла (например, тест Роршаха, словесный тест ассоциаций Гальтона, тест «Словарь» и др.);
– конструктивные, предполагающие создание из оформленных деталей осмыслен-ного целого (например, «тест Мира», в котором необходимо создать «свой мир», Сцено-тест, в котором человек разыгрывает ситуацию из жизни и др.);
– интерпретативные, предполагающие истолкование какой-либо ситуации, события (например, Тематический апперцептивный тест и его модификации);
– импрессивные, связанные с предпочтением стимулов (например, цветовой тест Люшера, тест Сонди и др.);
– аддитивные, предполагающие завершение рассказа, ситуации, истории (тест Ро-зенцвейга, Системный тест семьи Т. Геринга и др.);
– экспрессивные (например, рисование на свободную или заданную тему);
– катартические (например, психодрама) [9].
Особенность и преимущество проектных методов состоят в том, что процесс взаи-модействия клиента со стимульным материалом является весьма неочевидной процеду-рой, без ясных «желательных» и «нежелательных» ответов, так как клиент не может «угадать» способы интерпретации сделанных им выборов и их связь с теми или иными проявлениями личности, он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям. Сам процесс обследования обычно вызывает любопытство со стороны испытуемого, он легко и с интересом вовлекается в этот процесс, редко проявляет негативизм, быстро идет на контакт. Именно поэтому в повседневной практике появляются тенденции рас-сматривать проективные методики как терапевтический и консультативный инструмен-тарий, облегчающий установление доверительного диалога с клиентом, а диагностиче-ская ценность отступает на второй план. При таком подходе ценность диагностических данных напрямую зависит от умений психолога, а полученные диагностические характе-ристики оказываются приятным, но не самым важным дополнением [5, с. 29].
Обычно подростки очень хорошо откликаются на предложения психолога порисо-вать или рассмотреть картинки.
Хочется выделить инструмент психологической коррекции при работе с подростка-ми – ассоциативные карты. Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это совре-менный разносторонний инструмент психологической работы (терапевтической, кон-сультативной и коррекционной), он совместим с большинством психологических мето-дов, а также способ самопознания и творческого выражения, применимый в педагогике и образовании. Этот инструмент можно использовать как самостоятельную единицу, так и в совокупности с другими техниками Арт-терапии.
Преимущества применения МАК при работе с детьми, в принципе, те же, что и при работе со взрослыми, – проективность, конфиденциальность, безопасность, ассоциатив-ность. М. Ингерлейб выделяет особые положительные стороны использования метафо-рических карт:
– карты воспринимаются ребенком как игра, а не как проверка, что снижает напря-жение и тревожность в общении, расковывает ребенка;
– процесс работы с картами должен разбудить любопытство ребенка, вследствие чего идет снижение тревожности;
– карты облегчают установление контакта;
– создают атмосферу доверия. Например, психолог или педагог может сначала с помощью карт рассказать сказку или историю, рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку;
– облегчают диагностику и дальнейшую работу. Здесь надо использовать макси-мально простые сценарии: рассказать сказку по небольшому количеству карт, найти кар-ту, символизирующую родителей, друзей, самого себя, свое нынешнее состояние, вы-брать карты, которые нравятся или не нравятся, по карте рассказать о своих переживани-ях, эмоциях, настроении;
– развивают эмоциональный интеллект;
– активизируют прошлый опыт клиента;
– развивают творческое начало;
– повышают эффективность работы, так как сокращают время налаживания контак-та [5, с. 68].
Целесообразно оценить, насколько ассоциативные карты будут эффективны при ра-боте с подростками. Е. А. Кричевец [4] провела исследования, в которых изучались спо-собности детей к восприятию метафор, и сделала вывод, что этот навык формируется до 11-12 лет. Е. А. Барляева [2] отмечает, что только когда у ребенка формируется абстрактное мышление, у него появляется метафорическое видение. Обычно это возраст с 12-14 лет. М. В. Самойлова и Е. Доронина [10] выделяют условия, влияющие на формирование и осознание метафор у детей, включают степень их интеллектуального развития, развитие визуальных предметных образов и уровень навыков вербально-ассоциативного мышления. Это выражается в скорости формирования и количестве свободных ассоциаций, которые дети могут генерировать. Кроме того, М. В. Самойлова и Е. Доронина [10] установили, что при систематизированном обучении анализу и созданию языковых конструкций и высказываний, а также при рефлексии по поводу собственных творческих работ, наблюдается значительное развитие навыков понимания и создания метафор у детей. При должной организации, как занятия с метафорическими ассоциативными картами, так и психологические трансформационные игры могут способствовать такому положительному развитию. Это может быть объяснено тем, что вербальные метафоры требуют не только знаний о языке, но и способности к абстрактному мышлению, что делает их более сложными для восприятия и использования, ибо в то время, как образные метафоры опираются на визуальные ассоциации и явления, которые может наблюдать каждый, вербальные нуждаются в более глубоком понимании контекста, и могут подразумевать сложные концепции или эмоции.
М. О. Аванесян [1] подчеркивает, что у взрослых данная форма метафорического восприятия связана с опытом и образованием, которые развивают нашу способность к интерпретации. В то же время исследования М. В. Самойловой и Е. Доронина [10] пока-зывают, что у детей данный процесс зависит от их когнитивного развития и уровня язы-ковой компетенции. Дети, начиная с раннего возраста, сталкиваются с вызовами, когда пытаются осмыслить и применять вербальные метафоры, что зачастую приводит к пута-нице или недопониманию.
Таким образом, феномен сложности вербальных метафор становится не только предметом лингвистических исследований, но и важной темой для педагогики, психоло-гии и развития.
Список литературы
1. Аванесян М. О. Роль образов в понимании метафоры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2012. № 1. С. 31–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazov-v-ponimanii-metafory (дата обращения: 16.09.2024).
2. Барляева Е. А. Метафора как реализация символа / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. 2008. № 3-2. С. 161–166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-kak-realizatsiya-simvola (дата обращения: 16.09.2024).
3. Кац Г., Мухаматулина Е Метафорические карты : руководство для психолога. Москва : Генезис, 2014. 160 с.
4. Кричевец Е. А. Способность понимать метафоры у младших школьников с ти-пичным и отклоняющимся развитием // Детский аутизм: исследования и практика. Моск-ва : РОО «Образование и здоровье»', 2008. С. 186–195.
5. Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практи-ки. Санкт-Петербург : Питер, 2020. 192 с.
6. Исмаилова Г. М., Стеблецова И. С., Адильжанова Т. А. Проективные методы ис-следования личности // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2020. № 3 (47). С. 43–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44163077 (дата обращения: 10.06.2023).
7. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. Одесса : Институт Проективных Карт, 2012. 128 с.
8. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги. Мо-сква : Генезис, 2014. 168 с.
9. Обухова П. К., Кожевникова О. В. К вопросу о разработке и использовании про-ективных методов изучения личности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1(3). С. 677–685. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41799896 (дата обращения: 11.06.2023).
10. Самойлова, М. В, Доронина, Е. Понимание метафорических суждений при алко-гольной и наркотической зависимости у подростков // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 8-9. С. 11–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-metaforicheskih-suzhdeniy-pri-alkogolnoy-i-narkoticheskoy-zavisimosti-u-podrostkov (дата обращения: 19.10.2024).
11. Толстая С. В. Метафорические ассоциативные кары в семейном консультирова-нии. Москва : ООО «Вариант» при участии ИП Шимановского А.Г., 2019. 260 с.
12. Хурамшин И. Г., Шувалова Н. В., Чапурин И. Г. Психолого-педагогическое кон-сультирование с учетом особенностей проявления эмоциональной сферы в под-ростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 405–408. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49119701 (дата обращения: 11.06.2023).
13. Чурсинова О. В. Метафорические ассоциативные карты как эффективный̆ инст-румент педагога-психолога в работе с девиантными подростками // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 8-1. С. 140–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-kak-effektivnyi-instrument-pedagoga-psihologa-v-rabote-s-deviantnymi-podrostkami (дата обращения: 12.06.2023).
Таран Н. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы классификации проективных мето-дов, их преимущества перед другими психологическими инструментами. Проективный метод, представляет собой способ исследования личности, основанный на феномене проекции, и заключающийся в создании экспериментальной ситуации с предоставлением стимульного материала, моделирующего ту или иную жизненную ситуацию, отличающегося множеством возможных трактовок. Каждая из этих интерпретаций позволяет раскрыть индивидуальность личности, проанализировать систему личностных качеств и смыслов. Особенность и преимущество проектных методов в психологической работе с подростками. Значительный интерес в совре-менной психологии представляют метафорические ассоциативные карты (МАК), особенности работы, как с подростками, так и с взрослыми. Феномен сложности вербальных метафор становится не только предметом лингвистических исследований, но и важной темой для педагогики, психологии и развития.
Ключевые слова: проективные методы, метафорические ассоциативные карты, подростки, метафора.
RELEVANCE OF PROJECTIVE METHODS IN PSYCHOLOGICAL COUNSELING
Abstract: The article discusses the classification of projective methods, their advantages over other psychological tools. The projective method is a method of personality research based on the phenomenon of projection and consists in creating an experimental situation with the provision of stimulus material that models a particular life situation, differing in many possible interpretations. Each of these interpretations allows you to reveal the individuality of a person, analyze the system of personal qualities and meanings. The peculiarity and advantage of project methods in psychological work with adolescents. Metaphorical associative maps (MAC), the peculiarities of working with both adolescents and adults, are of considerable interest in modern psychology. The phenomenon of the complexity of verbal metaphors is becoming not only the subject of linguistic research, but also an important topic for pedagogy, psychology and development.
Keywords: projective methods, metaphorical associative maps, teenagers, metaphor.
В связи с возрастающей потребностью в повышении эффективности психологиче-ской помощи стали широко использоваться проективные методики. Однако не всегда их применение выполняет задачи конкретного исследования, а получаемые результаты ин-терпретируются в категориях, адекватных представлениями о личности, сложившимся в психологии. Отсюда следует, что прямое заимствование зарубежных методов личност-ной диагностики без критического осознания их теоретической базы может повлечь за собой серьёзные трудности как теоретического, так и практического характера. Всё это обусловливает необходимость длительного и кропотливого труда по разработке теории проективного метода на основе положений психологии. Первые шаги в этом направле-нии, как считают Г. М. Исмаилова, И. С. Стеблецова, Т. А. Адильжанов, предполагают, во-первых, соотнесение принципов и понятий, образующих категориальный аппарат проективного метода с соответствующими им концепциями личности; во-вторых, вычле-нение той психологической реальности, которая в рамках данной концепции выступает объектом проективного метода; и, наконец, в-третьих, категоризацию этого объекта в понятиях, разработанных в психологии [6]. Следовательно, очень важно подобрать для подростка такую методику, которая окажется действенной именно для него.
Проективные методы исследования личности уже не одно десятилетие вызывают особый интерес как профессионалов в области психологии, так и простых обывателей. Зародившаяся еще в начале XX в. проективная психодиагностика, не потеряла своей ак-туальности до настоящего времени. Но в чем именно заключается привлекательность данного инструмента?
Термином «проекция», дословно переводимым с латыни как «выбрасывание впе-ред», принято обозначать осознанный или бессознательный перенос субъектом собст-венных переживаний, характеристик и качеств на внешние объекты. Проективный метод, в свою очередь, представляет собой способ исследования личности, основанный на фе-номене проекции, и заключающийся в создании экспериментальной ситуации с предос-тавлением стимульного материала, моделирующего ту или иную жизненную ситуацию, отличающегося множеством возможных трактовок. Каждая из этих интерпретаций по-зволяет раскрыть индивидуальность личности, проанализировать систему личностных качеств и смыслов.
Все многообразие проективных техник П. К. Обухова, О. В Кожевникова предлага-ют подразделять на семь групп:
– конститутивные, предполагающие структурирование и оформление стимула, при-дание ему смысла (например, тест Роршаха, словесный тест ассоциаций Гальтона, тест «Словарь» и др.);
– конструктивные, предполагающие создание из оформленных деталей осмыслен-ного целого (например, «тест Мира», в котором необходимо создать «свой мир», Сцено-тест, в котором человек разыгрывает ситуацию из жизни и др.);
– интерпретативные, предполагающие истолкование какой-либо ситуации, события (например, Тематический апперцептивный тест и его модификации);
– импрессивные, связанные с предпочтением стимулов (например, цветовой тест Люшера, тест Сонди и др.);
– аддитивные, предполагающие завершение рассказа, ситуации, истории (тест Ро-зенцвейга, Системный тест семьи Т. Геринга и др.);
– экспрессивные (например, рисование на свободную или заданную тему);
– катартические (например, психодрама) [9].
Особенность и преимущество проектных методов состоят в том, что процесс взаи-модействия клиента со стимульным материалом является весьма неочевидной процеду-рой, без ясных «желательных» и «нежелательных» ответов, так как клиент не может «угадать» способы интерпретации сделанных им выборов и их связь с теми или иными проявлениями личности, он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям. Сам процесс обследования обычно вызывает любопытство со стороны испытуемого, он легко и с интересом вовлекается в этот процесс, редко проявляет негативизм, быстро идет на контакт. Именно поэтому в повседневной практике появляются тенденции рас-сматривать проективные методики как терапевтический и консультативный инструмен-тарий, облегчающий установление доверительного диалога с клиентом, а диагностиче-ская ценность отступает на второй план. При таком подходе ценность диагностических данных напрямую зависит от умений психолога, а полученные диагностические характе-ристики оказываются приятным, но не самым важным дополнением [5, с. 29].
Обычно подростки очень хорошо откликаются на предложения психолога порисо-вать или рассмотреть картинки.
Хочется выделить инструмент психологической коррекции при работе с подростка-ми – ассоциативные карты. Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это совре-менный разносторонний инструмент психологической работы (терапевтической, кон-сультативной и коррекционной), он совместим с большинством психологических мето-дов, а также способ самопознания и творческого выражения, применимый в педагогике и образовании. Этот инструмент можно использовать как самостоятельную единицу, так и в совокупности с другими техниками Арт-терапии.
Преимущества применения МАК при работе с детьми, в принципе, те же, что и при работе со взрослыми, – проективность, конфиденциальность, безопасность, ассоциатив-ность. М. Ингерлейб выделяет особые положительные стороны использования метафо-рических карт:
– карты воспринимаются ребенком как игра, а не как проверка, что снижает напря-жение и тревожность в общении, расковывает ребенка;
– процесс работы с картами должен разбудить любопытство ребенка, вследствие чего идет снижение тревожности;
– карты облегчают установление контакта;
– создают атмосферу доверия. Например, психолог или педагог может сначала с помощью карт рассказать сказку или историю, рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку;
– облегчают диагностику и дальнейшую работу. Здесь надо использовать макси-мально простые сценарии: рассказать сказку по небольшому количеству карт, найти кар-ту, символизирующую родителей, друзей, самого себя, свое нынешнее состояние, вы-брать карты, которые нравятся или не нравятся, по карте рассказать о своих переживани-ях, эмоциях, настроении;
– развивают эмоциональный интеллект;
– активизируют прошлый опыт клиента;
– развивают творческое начало;
– повышают эффективность работы, так как сокращают время налаживания контак-та [5, с. 68].
Целесообразно оценить, насколько ассоциативные карты будут эффективны при ра-боте с подростками. Е. А. Кричевец [4] провела исследования, в которых изучались спо-собности детей к восприятию метафор, и сделала вывод, что этот навык формируется до 11-12 лет. Е. А. Барляева [2] отмечает, что только когда у ребенка формируется абстрактное мышление, у него появляется метафорическое видение. Обычно это возраст с 12-14 лет. М. В. Самойлова и Е. Доронина [10] выделяют условия, влияющие на формирование и осознание метафор у детей, включают степень их интеллектуального развития, развитие визуальных предметных образов и уровень навыков вербально-ассоциативного мышления. Это выражается в скорости формирования и количестве свободных ассоциаций, которые дети могут генерировать. Кроме того, М. В. Самойлова и Е. Доронина [10] установили, что при систематизированном обучении анализу и созданию языковых конструкций и высказываний, а также при рефлексии по поводу собственных творческих работ, наблюдается значительное развитие навыков понимания и создания метафор у детей. При должной организации, как занятия с метафорическими ассоциативными картами, так и психологические трансформационные игры могут способствовать такому положительному развитию. Это может быть объяснено тем, что вербальные метафоры требуют не только знаний о языке, но и способности к абстрактному мышлению, что делает их более сложными для восприятия и использования, ибо в то время, как образные метафоры опираются на визуальные ассоциации и явления, которые может наблюдать каждый, вербальные нуждаются в более глубоком понимании контекста, и могут подразумевать сложные концепции или эмоции.
М. О. Аванесян [1] подчеркивает, что у взрослых данная форма метафорического восприятия связана с опытом и образованием, которые развивают нашу способность к интерпретации. В то же время исследования М. В. Самойловой и Е. Доронина [10] пока-зывают, что у детей данный процесс зависит от их когнитивного развития и уровня язы-ковой компетенции. Дети, начиная с раннего возраста, сталкиваются с вызовами, когда пытаются осмыслить и применять вербальные метафоры, что зачастую приводит к пута-нице или недопониманию.
Таким образом, феномен сложности вербальных метафор становится не только предметом лингвистических исследований, но и важной темой для педагогики, психоло-гии и развития.
Список литературы
1. Аванесян М. О. Роль образов в понимании метафоры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2012. № 1. С. 31–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazov-v-ponimanii-metafory (дата обращения: 16.09.2024).
2. Барляева Е. А. Метафора как реализация символа / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Язык и литература. 2008. № 3-2. С. 161–166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-kak-realizatsiya-simvola (дата обращения: 16.09.2024).
3. Кац Г., Мухаматулина Е Метафорические карты : руководство для психолога. Москва : Генезис, 2014. 160 с.
4. Кричевец Е. А. Способность понимать метафоры у младших школьников с ти-пичным и отклоняющимся развитием // Детский аутизм: исследования и практика. Моск-ва : РОО «Образование и здоровье»', 2008. С. 186–195.
5. Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практи-ки. Санкт-Петербург : Питер, 2020. 192 с.
6. Исмаилова Г. М., Стеблецова И. С., Адильжанова Т. А. Проективные методы ис-следования личности // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2020. № 3 (47). С. 43–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44163077 (дата обращения: 10.06.2023).
7. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. Одесса : Институт Проективных Карт, 2012. 128 с.
8. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги. Мо-сква : Генезис, 2014. 168 с.
9. Обухова П. К., Кожевникова О. В. К вопросу о разработке и использовании про-ективных методов изучения личности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1(3). С. 677–685. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41799896 (дата обращения: 11.06.2023).
10. Самойлова, М. В, Доронина, Е. Понимание метафорических суждений при алко-гольной и наркотической зависимости у подростков // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 8-9. С. 11–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-metaforicheskih-suzhdeniy-pri-alkogolnoy-i-narkoticheskoy-zavisimosti-u-podrostkov (дата обращения: 19.10.2024).
11. Толстая С. В. Метафорические ассоциативные кары в семейном консультирова-нии. Москва : ООО «Вариант» при участии ИП Шимановского А.Г., 2019. 260 с.
12. Хурамшин И. Г., Шувалова Н. В., Чапурин И. Г. Психолого-педагогическое кон-сультирование с учетом особенностей проявления эмоциональной сферы в под-ростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 405–408. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49119701 (дата обращения: 11.06.2023).
13. Чурсинова О. В. Метафорические ассоциативные карты как эффективный̆ инст-румент педагога-психолога в работе с девиантными подростками // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 8-1. С. 140–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-kak-effektivnyi-instrument-pedagoga-psihologa-v-rabote-s-deviantnymi-podrostkami (дата обращения: 12.06.2023).