Задать вопрос
Статьи

АБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

13.01.2023
Слепухина Г.В., Розина Н.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

АБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ. Рассматриваются понятия «компетентность», «абилитация» и «абилитационная компетентность»; структурные компоненты абилитационной компетентности.
Ключевые слова: абилитация, компетентность, ребенок с ОВЗ, семья, нарушения развития.

В настоящее время остро стоит вопрос о родительской компетентности при воспитании детей с ограниченными возможностями. Рождение ребенка с функциональным ограничением означает, что у него не будут развиты все функции организма, необходимые для жизни, которая будет считаться нормальной, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его нормотипичных сверстников. Следовательно, появление в семье ребенка, отличающегося от нормотипичного, несет за собой ряд сложностей, которые могут затрагивать не только финансы семьи и психологическое здоровье родителей. Чтобы суметь совладать с трудностями, нужно быть готовым к сложным ситуациям, которые могут возникнуть по ходу жизни и развития ребенка. Поэтому, узнавая диагноз ребенка, родителям важно осваивать новые знания для предотвращения многих проблем в воспитании ребенка, и чем раньше это произойдет, тем легче будет родителям.
Анализ понятия родительской компетентности показал, что это широко используемый термин, который содержит в себе знания и результаты профессиональной подготовки. Он включает в себя когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, что обозначает потенциальную готовность решать задачи со знанием дела. Рассматривая компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, чаще всего учитывают реабилитационную компетентность, которая предполагает восстановление утраченных или ослабших функций в результате травмы или заболевания. В тоже время в современной педагогической науке эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений развития, признана ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет [1, с. 39]. И в этом случае, правильнее говорить об абилитационной компетентности родителей. Она необходима для осуществления оказания грамотной помощи и улучшения качества жизни ребенка в семье и в обществе, у которого имеются отклонения в здоровье.
Абилитация – это современный термин, который появился относительно недавно, происходящий от латинского «habilis», что означает «быть способным к чему-либо, приспособленность». Его используют в медицине, психологии, специальной и социальной педагогике. Другими словами, под абилитацией подразумевается процесс, целью которого является деятельность человека, носящая характер направленности на оказание помощи в приобретении или развитии еще несформированных функций и навыков. Абилитация проявляется в выполнении разносторонней деятельности, которая способна побудить обратить внимание на различные проблемы ребенка. Обратив внимание на эти проблемы, родителям, как и специалистам, работающим с данным ребенком с ОВЗ, будет проще способствовать построению течения жизни, которая наиболее приближена к нормальной. В данном контексте под нормальной жизнью подразумевается жизнь, которая могла бы быть у ребенка, если бы у него отсутствовали имеющиеся функциональные ограничения.
Следует отметить важность объема знаний в области абилитации у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, чтобы они свои знания начали вовремя внедрять в обыденную жизнедеятельность семьи. В случаях, когда родители начинают изучать и внедрять в свою жизнь методики абилитации после исполнения ребенком 3-х летнего возраста, используемые меры не могут оказать эффект, который был бы достигнут, если бы абилитация ребенка была своевременной. Так же поздно начатая абилитация становится трудновыполнимой в связи с уже сформировавшимся укладом жизни ребенка с ОВЗ. Поэтому, специалисты в своих исследованиях последних лет утверждают о том, что процесс абилитации необходимо начинать уже на первом году жизни ребенка. Особенно это касается детей с тяжелыми диагнозами: с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития. Зачастую такие дети начинают получать необходимую помощь не в раннем детстве, а уже в период школьного возраста, что является поздним началом абилитационных мер.
Таким образом, можно сказать, что абилитационная компетентность, которая необходима для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, – это база знаний, которая позволяет родителям организовывать и осуществлять качественный уход за ребёнком, эффективно выстраивать процесс его развития, проводить коррекционные мероприятия с учетом особенностей его здоровья, возрастных особенностей и особенностей его личности. Владея необходимыми знаниями и навыками, о методах и способах абилитации, родительские отношения в сторону своего ребенка носят зрелый характер, с проявлением должной заботой и любви к ребёнку [3, с. 75].
Освоение родителями знаний и формирование навыков, свидетельствующих об абилитационной компетентности, позволяют им осознанно направлять свои ресурсы на развитие ребенка. Процесс получения необходимых знаний и формирования абилитационной компетентности должен начинаться с того момента, как семья будет знать, что у них родится ребенок с ОВЗ. Прежде всего, это заключается в осознанном принятии ответственности за процесс взросления, развития ребёнка. Родители должны принимать активное участие в жизни ребенка в этом направлении.
Характеристика родительской абилитационной компетентности включает аксиологические, когнитивные, праксиологические компетенции, которые входят в следующие компоненты структурного содержания:
‒    эмоционально-ценностный компонент;
‒    социальный компонент;
‒    коммуникативный компонент;
‒    педагогический компонент.
В каждом компоненте абилитационной компетентности родителей выделяют компетенции, которые позволяют эффективно участвовать в процессе абилитации ребенка:
‒    аксеологическая компетентность выражается во взгляде родителей на мир, их ценностные и мотивационные ориентации в воспитании;
‒    когнитивная компетентность содержит в себе практические научные знания, которые способствуют выполнению задач по абилитации ребенка с ОВЗ к социальной жизни и общению с другими людьми;
‒    праксиологическая компетентность предполагает различные навыки, а также получения знаний, которые формируются под влиянием когнитивной составляющей.
Мероприятия, носящие абилитационных характер, необходимо непрерывно проводить с того момента, как родители узнали о заболевании, постановки диагноза или получения травмы. Поэтому родителям важно овладевать знаниями, которые направлены на грамотное педагогическое влияние на ребенка с ОВЗ, учитывая его особенности. От уровня подготовки родителей так же зависит насколько будет успешна адаптация ребенка с ОВЗ к социуму. Можно утверждать, что образование ребенка с ОВЗ и получения им необходимых навыков для самостоятельной жизни напрямую зависит от высокой степени компетентности его родителей.
Изучение абилитационных методов воспитания является длительным процессом, но приобретая необходимые знания, родители способны выстраивать процесс воспитания и развития. В дальнейшем, при использовании данных методов, родители будут бережнее относится к своим детям, применять необходимые методы только в тех случаях, когда они действительно необходимы. Весь домашний образовательный процесс будет составлен грамотно и непринужденно, что будет благотворно влиять не только на ребенка, но и на каждого члена семьи.
Для успешного решения проблем и задач в определенной семье, имеющего ребенка с ОВЗ, необходимо взаимодействие родителей со специалистами, занимающимися медико-психолого-педагогическим сопровождением. При нахождении семьи в трудной жизненной ситуации, родителям, как и детям нужна коррекционно-педагогическая помощь, а также психологическая поддержка.
Перед началом своей работы, специалист, который занимается деятельностью, направленной на формирование абилитационной компетентности родителей, должен определить начальный уровень их знаний. Важно понимать, насколько родители знают точный диагноз ребенка, понимают особенности его развития, перспективы реабилитации, возможные методы воспитания. Так же немаловажно знать какие методы и способы родителями используются при воспитании ребенка с ОВЗ, как они выстраивают свое взаимодействие с ребенком в быту, в процессе обмена знаний и жизненного опыта, какие игры используют. Для получения необходимой информации, специалист может использовать такие методы как: опрос, беседа, анкетирование, эссе.
После сбора и проведения анализа полученной информации о знаниях родителей, следует организовывать деятельность по формированию и повышению их абилитационной компетентности. Формы работы должны быть подобраны таким образом, чтобы развивалась мотивация родителей на участие в такой работе и снижалась вероятность отказов от нее. Такая работа может проводиться в форме консультаций, семинаров, родительских собраний, конференций. Для того, чтобы работа по формированию абилитационной компетентности была эффективной, между родителями и педагогами важно выстроить доверительные отношения.
После того, как родители получат новую информацию о формировании жизни и быта детей с ОВЗ, о методах и способах взаимодействия со своими детьми для умственного, физического или психологического развития, необходимо, чтобы родители не боялись использовать новые знания и применять полученные методы в жизни. Для того, чтобы облегчить усвоение новых знаний, педагог должен планировать организации встреч так, чтобы он мог уделить время не только потоку информации, но и проводить методы обратной связи. К таким методам относятся: анкетирование, опросы, голосования, выполнение упражнений и игр на взаимодействие с ролями и т.д.
Формирование абилитационной компетентности у родителей, является длительным процессом, но приобретая необходимые знания, родители способны выстраивать образовательный процесс грамотно, что будет благотворно влиять на каждого члена семьи. Поэтому перед специалистом стоит цель вовлечения в совместную работу родителей, и для того, чтобы родители проявляли активность в своем обучении, специалист должен индивидуально подбирать формы и методы взаимодействия.
Большинство специалистов в своих работах используют следующие нетрадиционные формы воздействия на родителей:
    Информационно-аналитическая форма. Направлена на выявление интересов и потребностей матерей и отцов по отношению к их детям. Так же она необходима для выявления уровня педагогической родительской грамотности. В ней используют проведение опросов, бесед, социологических срезов.
    Познавательная форма. Данная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, а также формирует у родителей практических навыков воспитания детей, отталкиваясь от их особенностей. Данная форма проявляется в проведении собраний, консультаций, педагогических игр.
    Досуговая форма. Устанавливает эмоциональный контакт между семьями с детьми с ОВЗ и специалистами, которые занимаются с этой семьей. Проявляется в проведении совместных праздников, в участии родителей в занятиях с детьми.
    Наглядно-информационная форма. Направлена на знакомство родителей с образовательной организацией, которую посещает семья. Проявляется в проведении дня открытых дверей, проведении открытых занятий.
В исследованиях российских и западных специалистов утверждается важность раннего абилитационного процесса. Чем раньше начнется данный процесс, тем ниже будет уровень отставания в развитии и будет предотвращен риск их возникновений. Психолого-педагогическая абилитация так же направлена и на стимулирование освоения компетентного родительского поведения и способна предотвратить возникновений семейных ситуаций, ведущих к неблагополучию. Для овладения этих навыков родителям необходимо проявлять активность и желания участвовать в психолого-педагогической деятельности.
В своих трудах А.Р. Маллер рассматривал два важных требованиях для достижения успешности в коррекционной работе с ребенком с ОВЗ. К первому требованию он отнес наличие у матери и отца специального образования. Ко второму требованию он отметил значимость работы специалистов, которые осуществляют работу с детьми с ОВЗ. Он писал, что любой специалист должен привлекать родителей к процессу образования для того, чтобы родители перенимали опыт специалиста и могли использовать полученные знания в домашней обстановке и для того, чтобы дети были более отзывчивы и легче воспринимали новую информацию.
Важно осознавать, что от согласованной работы и взаимосвязи родителей со всеми участниками коррекционного процесса их детей, зависит эффективность коррекционно-психологических воздействий на детей, имеющими нарушения в развитии.
Главное требование, стоящее перед матерью и отцом – это способствовать нахождению и раскрытию потенциала своего ребенка, суметь сформировать компенсаторные возможности. Это важно, для самостоятельности детей, чтобы они были максимально приспособленным к жизни и находили общий язык с обществом, школьным коллективом.
При формировании абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ важно сформировать каждый вид родительской компетенций:
1.    Педагогическая компетенция. Сюда относят умения использовать полученные знания в повседневной жизни и внедрять методы коррекционного воспитательного воздействия, которые благотворно влияют на развитие сильной личности ребёнка.
2.    Психологическая компетенция. Важна для того, чтобы родители умели организовывать совместную деятельность с ребенком. Различная деятельность должна основываться с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и с учетом его реальных возможностей и желаний.
3.    Здоровьесберегающая компетенция. Нужна для обращения внимания к физическому и соматическому состояния здоровья ребёнка. К ней относится способность проведения необходимых профилактических мероприятий, регулярного обследования состояния ребёнка у специалистов для отслеживания прогресса. Данная компетенция формирует ответственное отношение к рекомендациям узконаправленных врачей, которые выявляют отклонения в здоровье ребёнка и начинают своевременную работу по их лечению.  
4.    Социальная компетенция. Проявляется в умении родителей сохранять старые и находить новые отношения для интеграции семьи в социум.
5.    Правовая компетенция. Направлена на приобретение знаний основных прав родителей и ребёнка с ОВЗ. Важна для того, чтобы родители умели ориентироваться в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также уметь использовать на практике нормы законодательства. Знать права ребенка с ОВЗ и уметь их отстаивать.
6.    Наиболее важными для формирования абилитационной компетентности являются педагогическая и психологическая компетенции. Они в совокупности с остальными видами, направлены на обучения использования коррекционных методов в домашних условиях и способны обучить настраивать коррекционный процесс так, чтобы данный процесс способствовал достижению максимального возможного поступательного развития ребенка. Для поддержки семей с детьми с ОВЗ существуют Центры развития абилитационной компетентности родителей, для обучения их организовывать коррекционно-развивающего процесс воспитания ребёнка на самых ранних этапах его развития и пролонгации в домашних условиях.
7.    Таким образом, абилитационная компетентность родителей важна для формирования личности ребенка, имеющего сложности в развитии. Освоение родителями новых знаний позволят им организовывать воспитательную деятельность, основываясь на особенностях ребенка с ОВЗ. Для формирования абилитационной компетентности у родителей, важно адекватно оценивать ситуацию, в которой они оказались. Только принятие своего ребенка с ОВЗ и стремление к улучшению качества жизни семьи будет способствовать к приобретении абилитационной компетентности. Так же важно отметить, что формировать данную компетентность нужно сотрудничать со специалистами разных профилей.
Библиографический список
1.    Аксенова Л.И. Абилитационная педагогика. М.: Юрайт, 2019. 377 с.
2.    Кожурова А.А. Организация группы абилитации семейного типа для детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. №5 (84). С. 31-34.
3.    Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2013. 448 с.
4.    Слепухина Г.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями // Психолог в детском саду. 2004. № 4. С.109-117.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.